Личный и социальный статус человека. Социальные роли

Инструкция

Улучшайте самооценку. Первое, что нужно сделать каждому человеку, у которого есть цель повышения статуса в обществе – позволить этому случиться. Как бы это не звучало банально, многие не могут преодолеть себя и начать развиваться просто потому, что у них занижена самооценка. Они не видят себя в роли победителей. По возможности, начинайте расставаться с прежним мышлением побежденного и стремитесь к улучшению восприятия себя и окружающего мира. В этом вам помогут ежедневные аффирмации, как «я – победитель» или «у меня все всегда прекрасно». Повторяйте их вслух или про себя, сколько будет нужно.

Займитесь развитием своего физического тела. Невозможно повысить социальный статус без работы над собой. Начните с внешности, поскольку ее всегда замечают первой при общении и знакомстве. Проанализируйте, какие у вас есть изъяны (лишний или недостаточный вес, проблемы с кожей и т.д.) и приложите все усилия, чтобы избавиться от них как можно быстрее. Займитесь спортом и улучшением состояния здоровья. Люди любят активных и энергетически заряженных личностей. Станьте таким и к вам потянутся!

Составьте план по развитию интеллекта. Помимо внешней оболочки, важна еще и внутренняя составляющая. «Встречают по одежке, а провожают по уму». Данная поговорка как нельзя ярко подчеркивает необходимость интеллектуального развития. Напишите те области знаний, в которых вам бы хотелось развиваться. Приступите к выполнению плана равзития немедленно! Чем больше вы будете знать и уметь, тем быстрее это повысит ваш социальный статус. Людям интересны личности, прежде всего.

Поработайте над постановкой голоса и дикции. Немаловажным аспектом является то, как звучит наш голос. Зачастую, людям важнее как вы что-то сказали, а не сам смысл высказывания. Красивый голос звучит изнутри, естественно. Он как бы льется из груди и немного низкий. Найдите информацию о том, какие нужно сделать для этого упражнения и выполняйте их каждый день.

Преодолевайте социальные страхи. Теперь, когда вы хорошо поработали над собой, начинайте заводить социальные контакты. Сейчас это сделать не составляет никакого труда. Вы можете это делать на любых собраниях, мероприятиях, концертах, вечеринках и т.д. Посещайте все места, которые будут способствовать повышению вашего социального статуса . Заводите нужные и приятные знакомства. И через какое-то время вы сможете удивительным образом изменить весь свой стиль жизни.

Видео по теме

Если вы хотите, чтобы ваш профиль Вконтакте выводился первым в поисковых запросах, или стремитесь получить определенные права в приложениях, то необходимо повысить свой статус . Выполнить это можно несколькими способами, начиная от заполнения подробной информации о себе и заканчивая покупкой рейтинга.

Инструкция

Зайдите в свой профиль Вконтакте. Под вашей фотографией имеется шкала с процентами, которая соответствует вашему статусу в социальной сети. Для увеличения рейтинга под шкалой имеются определенные рекомендации. Щелкните на них и выполните требуемые действия.

Нажмите на кнопку «Редактировать страницу» и проверьте заполненность профиля. Чем больше информации у вас указано, тем более у вас будет высокий статус. Стоит отметить, что с обновлениями сети Вконтакте нередко добавляются и новые пункты в анкете, поэтому время от времени проверяйте данную информацию. При полностью заполненной личной информации вы получите 20% к рейтингу, за учебные заведения – еще 20%, контактная информация – 10% и любимые места – 10%. Если у вас не стоит аватар, то также поставьте его, поскольку он дает 25% к статусу.

Приглашайте новых пользователей в социальную сеть Вконтакте. Если они зарегистрируются по вашему приглашению, то вы получите дополнительно 25% от их статуса. Для этого щелкните на кнопку «Пригласить» в панели инструментов сайта и получите ссылку. Скопируйте ее и отошлите любым удобным способом вашему другу. Дополнительные баллы вы получите после того, как новый пользователь заполнит свои данные и поставит аватар.

Покупайте голоса и тратьте их на повышение своего статуса. Выполнить это можно в разделе «Мои настройки». Перейдите на вкладку «Баланс» и нажмите кнопку «Получить голоса». Выберите способ оплаты. Вы можете приобрести голоса посредством смс-сообщения, кредитной карты, электронного кошелька Webmoney или Яндекс.Деньги. также на сервисе имеются другие способы пополнения, которые можно посмотреть, нажав на соответствующую ссылку.

Некоторые пользователи социальной сети Vkontakte хотят, чтобы их страница выводилась первой в поисковых запросах, и стремятся получить определенные права в приложениях и играх, поэтому стараются повысить свой статус. Сделать это можно несколькими способами.

Социальный статус - это прежде всего положение, которое мы занимаем в обществе. Причем некоторые вещи (пол, национальность, цвет глаз) даются нам от рождения, а чего-то (профессионализм, материальный достаток, должность) приходится добиваться самим. Сегодня мы поговорим о том, от чего напрямую зависит наш социальный статус, - работе и зарплате.

Итак, вы открыли издание по трудоустройству. Одно это свидетельствует о том, что вы задались целью повысить свой социальный статус. В противном случае вы согласились бы на первое попавшееся место, где требуются рабочие руки. Однако такой расклад явно не для вас, ведь вы хотите получить определенный пост, причем почти знаете где. Важно, чтобы вакансия была престижной, должность приличной, работа предоставляла возможность карьерного роста, а зарплата, безусловно, не выходила за некие установленные рамки. Вот вы и начали (пока еще мысленно) повышать свой социальный статус, даже если вы ищете работу в первый раз. Как известно, образование - один из ключевых составных элементов положения в обществе. Слава богу, прошла пора, когда у нас основополагающее значение придавали количеству купюр в кармане. Многие из тех, кто сумел хорошо заработать в свое время, позже не пожалели денег на получение диплома и даже научной степени. Второе высшее образование перестало быть модой и сделалось жизненной необходимостью.

Говоря о статусе, следует учитывать требования среды, в которую человек попал или хочет попасть. Это те границы, внутри которых нужно уметь функционировать. Например, не владея в совершенстве иностранным языком, а то и двумя, вы вряд ли добьетесь успеха в международной компании. Поэтому второе высшее (как, впрочем, и любое другое дополнительное образование) автоматически ведет к повышению статуса. Вполне можно заняться и активным самообразованием. Это пригодится всегда, в каком угодно возрасте, ведь если вы не прогрессируете, начинается обратный процесс, то есть регресс. А если составить для себя схему (или взять ее из учебников либо у преподавателя), дополнительное образование можно получить и из книг. Учат же люди иностранные языки с помощью кассет, пособий и т. д.

Однако «перепрыгнуть» из низкого статуса в высокий без профессиональных знаний и наличия определенного уровня культуры практически нереально. Ничего, кроме глупого искусственного насаждения, тут не получится. Об этом еще Мольер писал. Это все равно что надеть фрак на человека, который всю жизнь рубил лес, и заставить его играть на скрипке. Другое дело, если дровосек приложит усилия и сам научится играть, да так, что его возьмут в симфонический оркестр. В общем, чтобы утвердиться в обществе, нужно желать этого и, естественно, прилагать соответствующие усилия. Если вы хотите из обычного менеджера стать начальником, будьте любезны соответствовать. Необходимо рассмотреть абсолютно конкретно, каких знаний и умений вам не хватает. Допустим, в своем деле вы дока. Штудируйте бизнес-психологию. В ней вы как рыба в воде? Значит, работайте над имиджем.

Последнее, кстати, довольно важно для всех, кто хочет повысить свой статус. В одном отделе крупной компании на равных должностях работали два человека. Отдел, собственно, еще не был сформирован, а ездить на встречи и другие мероприятия уже приходилось. Шеф почему-то всегда брал с собой лишь одного сотрудника. Свой выбор он объяснял не тем, что этот служащий лучше работает, а наличием у подчиненного соответствующего имиджа и навыков общения с людьми. Так что представительский вид, харизматичность и культура - не пустые слова. И если вы, простой менеджер, претендуете на должность руководителя - извольте выглядеть соответственно. Имидж пригодится и на собеседовании. Свои знания все равно за короткое время не продемонстрируешь, а вот презентабельная внешность и умение держаться скажут о вас даже больше, чем необходимо для принятия решения. Сколько раз приходилось слышать от интервьюеров: «Как только он вошел, я сразу понял: это и есть наш новый начальник отдела!» Заметьте - «только вошел»!

Немаловажный вопрос - вопрос зарплаты. Безусловно, человек, который хорошо получает, может позволить себе жить достойно. Ну разве не унизительно, например, когда здоровый мужик с руками и ногами не в состоянии приобрести новую машину и может лишь ругаться, если ломается старая и нет денег на ремонт! А ругать-то нужно не безвинное средство передвижения, которое не может жить вечно, а себя, простите, дурака, неспособного зарабатывать как следует. Кстати, автомобиль - тоже показатель вашего статуса. Поэтому стремление к более высокому окладу - это и стремление к более высокому статусу. «Да как тут заработаешь, для моей профессии и должностей приличных нет», - возразите вы и начнете объяснять, почему вам, такому распрекрасному, путь к солидному жалованью заказан. Чушь. Рассуждая таким образом, вы подсознательно программируете себя на неудачу. Изначально нужно поставить себе цель. Только не стоит ограничиваться установленными цифрами. Допустим, ваша цель - улучшить свое положение в обществе. От этого будет зависеть, какие шаги и действия придется предпринять.

Любой, абсолютно любой человек может найти себе применение за достойное вознаграждение. Так, в нашем дворе много лет работал дворником некий Сергеич, просто обожавший чистоту и порядок. Как-то незаметно он исчез. Оказалось, его забрал к себе «на фазенду» мой бывший одноклассник, сделавший неплохую карьеру в торговом бизнесе. Первым делом он спросил Сергеича, сколько тот получает, и пообещал гораздо больше… А одна медицинская работница ненавидела лабораторию поликлиники, куда ее распределили после училища. Платят копейки, оборудование старое, элементарных бахил и перчаток нет… Причем делать клинико-диагностические анализы ей очень нравилось, да и их значение для здоровья человека она прекрасно понимала. Подучившись немного, девушка устроилась в частную клинику, в лабораторию с новейшим оборудованием. Теперь ее зарплата в десять раз больше!

…А уж то, что низкий социальный статус оказывает заметное влияние на здоровье и продолжительность жизни, знает даже школьник. Ученые говорят, что заложенные в геноме человека, допустим, мужские 170 см роста при плохом питании и влиянии вредных факторов окружающей среды никогда не станут собой, а вот при удачном раскладе они способны превратиться в 185! Результаты исследования близнецов с наиболее впечатляющей разницей в общественном положении (правда, на это согласились всего 17 пар двойняшек) показали, что при среднем возрасте (около 46 лет) женщины-неудачницы по биологическому возрасту были на семь лет старше своих социально успешных сестер. Хотя справедливости ради стоит привести и другие данные: начиная с 70-х годов прошлого века, ученые следили за здоровьем британских государственных служащих, «сортируя» их по роду деятельности. Выяснилось, что «шестеркам», всю жизнь проведшим у основания служебной пирамиды (то есть секретарям и курьерам), сердечные заболевания грозят гораздо реже, чем их начальству. Оно и понятно: меньше ответственности - меньше переживаний. Эту закономерность исследователи назвали синдромом статуса (status syndrome ).

Причем от синдрома статуса не застрахованы даже самые успешные жители самой развитой страны. И тут стоит взглянуть на проблему глобально. Богатые США, к примеру, имеют валовой национальный доход на душу населения приблизительно 34 тыс. долл., а средняя продолжительность жизни у них составляет 76,9 года. Не совсем, мягко говоря, зажиточная, но гордая Куба с ее валовым национальным доходом в 5200 долл. может похвастаться почти «американской» продолжительностью жизни - в среднем 76,5 года. А Япония с ее рекордной средней продолжительностью жизни - 81,3 года - имеет при всем при том валовой национальный доход около 25 тыс. долл. То есть не только отношения в обществе, система образования и социальное единство являются определяющими моментами, важно учитывать и местонахождение (географию). Все знают, например, что далеко не богатые горцы - рекордсмены среди долгожителей.

Кроме того, необходимо сказать, что человек, стремящийся к более высокому статусу, обязательно должен следить за своим здоровьем. Сегодня кое-где уже просто неприлично появляться с проблемными зубами. Стоматология достигла такого уровня, что все неприятности можно устранить за несколько визитов к врачу. Однако это стоит денег… и подчас немалых. Не удивлюсь, если скоро и проблемы внешности (например, мешки под глазами и морщины) будут считать показателем низкого социального статуса… Поэтому даже если зарплата не позволяет вам раскошелиться на здоровье, лечитесь и исправляйте дефекты… в кредит. Это станет своеобразным стимулом к увеличению своего дохода.

Не забывайте только, что вы живете в обществе и по его законам. Хорошо, когда человек берет с кого-то пример, пытаясь не подражать, а добиваться таких же впечатляющих успехов самостоятельно. Другое дело, когда кто-то завидует, злится и старается всеми правдами и неправдами отобрать у коллеги или конкурента атрибуты звездного статуса. И уж совсем плохо, когда некто, возомнив себя яркой индивидуальностью, не считает нужным учитывать опыт предшествующих поколений. Стремясь вперед, выше, не забывайте, что вы человек. Поверьте в себя - и удача вам улыбнется!

Елена Ишутина
По материалам

«Работа & зарплата»

Статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный. Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.

Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй - профессия, образование и др.

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие - наоборот. Престиж - это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

б) системы ценностей, характерной для данного общества.

Если престиж каких‑либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженных, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.

Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.


Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие‑то из социальных ролей противоречат друг другу).

Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:

а) роль труженика;

б) роль собственника;

в) роль потребителя;

г) роль гражданина;

д) роль члена семьи.

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть так называемый ролевой конфликт. Ролевым конфликтом называется такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.

Социальный статус - положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

  • прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.
  • приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).
  • предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Без преувеличения, школа и учитель определяют будущее земной цивилизации. Поэтому прослеживается такое пристальное внимание со стороны общества к профессии педагога, и, прежде всего, к его социальному статусу.

Со стороны общества повышение социального статуса педагога возможно при определении достойного уровня заработной платы, обеспечения комфортных условий преподавания, а также социальной поддержке учителей. С другой стороны, считаю, что каждому учителю нужно в первую очередь самому позаботиться о своем хорошем имени . Ведь уважение к педагогу формируется на каждом уроке, начиная с самого первого: по его отношению к ученикам, по знанию предмета, по способностям находить приличный выход из сложных педагогических ситуаций, по внешнему виду, личным качествам, соответствию определенным этическим правилам. Учителю необходимо постоянно совершенствоваться в своей профессии, иначе уважение к нему быстро пропадет. И еще, нужно в любой ситуации с преданностью относиться к своей работе. Человека, который умеет уважать себя сам, уважают и другие. Согласитесь, что тот, кто стыдится своей профессии, невольно сам провоцирует негативное отношение к себе и к работе, которую выполняет... Таким образом, повышение квалификации труда учителя является одним из путей повышения социального статуса педагога.

В ситуации изменений, происходящих в образовании, все более значимым для педагога становится повышение квалификации и профессиональной переподготовки. Основная задача современного образования состоит в достижении соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовке разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей и потребностей современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, самообразованию и самосовершенствованию. Реформирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач. Приоритетной задачей системы повышения квалификации на современном этапе, согласно Концепции модернизации российского образования, становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированную, творчески работающую, социально активную и конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать социализированную личность в быстроменяющемся мире. Какой труд учителя можно считать профессионально компетентным? Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям. От уровня профессионализма педагогов, их способности к непрерывному образованию напрямую зависят результаты социально-экономического и духовного развития общества. При создании благоприятных условий и мотивации для педагогического роста педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.


В нашей школе созданы благоприятные условия для профессионально-личностного роста и самореализации педагогов в условиях модернизации системы российского образования. Это и демократическая система управления, и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга, к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений.
Организованная таким образом деятельность способствует формированию благотворной психологической атмосферы в коллективе и мотивирует на непрерывное совершенствование акмеологических инвариант профессионализма учителей.

Так, в течение многих лет учителя школы принимают участие в районном профессиональном конкурсе «Учитель года», занимая призовые места и побеждая в номинациях, что свидетельствует о достаточно высоком уровне профессионализма.

Положительная динамика повышения категорийности учителей школы также является показателем непрерывного совершенствования профессиональных качеств.

Успешная деятельность педагогического коллектива и высокий профессионализм педагогов по достоинству отмечены наградами различного уровня.

В проекте Морального кодекса Российского педагога записано: педагог должен быть самокритичным и одновременно оптимистом в своей профессиональной деятельности, должен постоянно расширять свою эрудицию, развивать профессиональную культуру и мастерство, стремиться к профессиональному совершенствованию и творческой самореализации, заботиться как о своем авторитете, так и об авторитете коллег. Поэтому необходимо постоянно самообразовываться.

Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

  1. Выбор направления и темы самообразования.
    2. Формулирование цели и задач самообразования.
    3. Определение круга источников информации.
    4. Выбор формы самообразования.
    5. Составление плана самообразования.
    6. Определение результата самообразования.
    7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
    В течение трёх лет я работаю над темой « Использование ИКТ на уроках иностранного языка».

Моими задачами было:

Изучить литературу и материалы сети Интернет об на уроках ИЯ

Пройти курсы повышения квалификации;
посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в практику работы учителя;
принять участие в работе сетевых педагогических сообществах в Интернет;
посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
провести самоанализ и самооценку собственных уроков;
разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;
апробировать данный комплект на практике.
Определив круг источников информации (материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; курсы повышения квалификации и др.) и выбрав форму работы, я составила личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Работая над реализацией личного плана самообразования, я:
– знакомилась с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
– посещала семинары, конференции, уроки коллег;
– принимала участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами;
– прошла очные, заочные и дистанционные курсы повышения квалификации по данной теме;
– разработала модель образовательного процесса с использованием ИКТ;
– провела открытые уроки с использование ИКТ для анализа со стороны коллег;
– организовала внеурочную деятельность по предмету;
– выступала на заседаниях МО, педсоветах с обобщением результатов опыта работы.

Результатами моего самообразования стали:
– повышение качества преподавания по предмету (рост участия учащихся в школьных и всероссийских конкурсах);
– разработка авторских дидактических материалов, тестов в электронном виде;

– разработка и проведение открытых уроков

– создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в СМИ, сетевых педагогических сообществах в Интернет (портал «Сеть творческих учителей», информационно-образовательный портал Rus Edu, .всероссийский профильный СМИ ««ЗАВУЧ.ИНФО», «Педсовет / Pedsovet.org», проект "Открытый класс», фестиваль педагогических идей «Открытый урок»);
Сейчас я работаю над созданием личного сайта.

Закончить свое выступление хочу словами великого немецкого педагога-мыслителя Адольфа Дистервега:
“Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием”. (А.Дистервег)

Желаю всем здоровья, творческих успехов и счастья в жизни.


Человек не существует вне общества. Мы взаимодействуем с другими людьми, вступаем с ними в различные отношения. Для обозначения положения человека среди себе подобных и характеристики поведения индивида в тех или иных ситуациях учёные ввели понятия «социальный статус» и «социальная роль».

О социальном статусе

Социальный статус личности - это не только место человека в системе общественных отношений, но и права, обязанности, диктуемые занимаемым положением. Так, статус врача даёт право диагностировать и лечить пациентов, но в то же время обязывает доктора соблюдать трудовую дисциплину и добросовестно выполнять свою работу.

Понятие социального статуса впервые предложил американский антрополог Р. Линтон. Учёный внёс большой вклад в изучение проблем личности, её взаимодействия с другими членами общества.

Статусы есть на предприятии, в семье, политической партии, детском саду, школе, университете, словом, везде, где организованная группа людей занимается социально значимой деятельностью и члены группы состоят в определённых отношениях друг с другом.

Человек находится в нескольких статусах одновременно. Например, мужчина среднего возраста выступает сыном, отцом, мужем, инженером на заводе, членом спортивного клуба, обладателем учёной степени, автором научных публикаций, пациентом в поликлинике и т. д. Количество статусов зависит от связей и отношений, в которые вступает личность.

Существует несколько классификаций статусов:

  1. Личный и социальный. Личный статус человек занимает в семье или иной малой группе в соответствии с оценкой его личностных качеств. Социальный статус (примеры: учитель, рабочий, управленец) определяется действиями, выполняемыми индивидом для общества.
  2. Основной и эпизодический. Основной статус связан с главными функциями в жизни человека. Чаще всего основные статусы - это семьянин и работник. Эпизодические связаны с моментом времени, в течение которого гражданин совершает определённые действия: пешеход, читатель в библиотеке, слушатель курсов, театральный зритель и др.
  3. Предписанный, достигаемый и смешанный. Предписанный статус не зависит от желания и возможностей индивида, так как даётся при рождении (национальность, место рождения, сословие). Достигаемый приобретается в результате прилагаемых усилий (уровень образования, профессия, достижения в науке, искусстве, спорте). Смешанный объединяет черты предписанного и достигаемого статусов (человек, получивший инвалидность).
  4. Социально-экономический статус определяется размерами получаемых доходов и положением, которое занимает индивид сообразно своему благосостоянию.

Совокупность всех имеющихся статусов называется статусным набором.

Иерархия

Общество постоянно оценивает значимость того или иного статуса и на основании этого выстраивает иерархию положений.

Оценки зависят от пользы дела, которым занимается человек, и от системы ценностей, принятых в культуре. Престижный социальный статус (примеры: бизнесмен, директор) получает высокую оценку. На вершине иерархии оказывается генеральный статус, определяющий не только жизнь человека, но и положение близких ему людей (президент, патриарх, академик).

Если одни статусы необоснованно занижены, а другие, наоборот, чрезмерно высоки, то говорят о нарушении статусного равновесия. Тенденция к его утрате ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность общества.

Иерархия статусов бывает и субъективной. Человек сам определяет, что ему важнее, в каком статусе он чувствует себя лучше, какие выгоды извлекает, находясь в том или ином положении.

Социальный статус не может быть чем-то неизменным, так как жизнь людей не статична. Перемещение человека из одной социальной группы в другую называется социальной мобильностью, которая подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

О вертикальной мобильности говорят, когда социальный статус личности повышается или понижается (рабочий становится инженером, начальник отдела - рядовым сотрудником и т. д.). При горизонтальной мобильности человек сохраняет своё положение, но меняет профессию (на равноценную по статусу), место жительства (становится эмигрантом).

Также выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая определяет, насколько дети повысили или понизили свой статус по отношению к статусу родителей, а по второй судят о том, насколько успешна социальная карьера у представителей одного поколения (виды социального статуса учитываются).

Каналами социальной мобильности выступают школа, семья, церковь, армия, общественные организации и политические партии. Образование представляет собой социальный лифт, помогающий человеку достичь желаемого статуса.

Приобретенный личностью высокий социальный статус или понижение такового свидетельствуют об индивидуальной мобильности. Если статус меняет некая общность людей (например, в результате революции), то имеет место групповая мобильность.

Социальные роли

Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус - это положение, а роль - социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.

В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Социальный статус и социальная роль - две стороны одной медали.

Разнообразие социальных ролей

Поскольку людей в мире много и каждый человек - индивидуальность, вряд ли найдутся две одинаковые роли. Некоторые ролевые модели требуют эмоциональной сдержанности, владения собой (адвокат, хирург, начальник похоронного бюро), а для других ролей (актёр, воспитатель, мама, бабушка) эмоции очень даже востребованы.

Одни роли загоняют человека в жёсткие рамки (должностные инструкции, уставы и т. д.), другие не имеют рамок (родители полностью отвечают за поведение детей).

Исполнение ролей тесно связано с мотивами, которые тоже неодинаковы. Всё определяют социальный статус в обществеи личные мотивы. Чиновника волнует продвижение по службе, финансиста - прибыль, а учёного - поиск истины.

Ролевой набор

Под ролевым набором понимается совокупность ролей, характерная для того или иного статуса. Так, доктор наук находится в роли исследователя, преподавателя, наставника, научного руководителя, консультанта и т. д. Каждая роль подразумевает свои способы общения с окружающими. Тот же преподаватель по-разному ведёт себя с коллегами, студентами, ректором университета.

Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).

Во многих семьях социальные роли симметричны: и муж, и жена в равной степени выступают кормильцами, хозяевами дома и воспитателями детей. В такой ситуации важно придерживаться золотой середины: чрезмерное увлечение одной ролью (директор фирмы, бизнес-вумен) приводит к нехватке сил и времени на другие (отец, мать).

Ролевые ожидания

Отличие социальных ролей от психических состояний и свойств личности состоит в том, что роли представляют собой некий исторически выработанный эталон поведения. К носителю той или иной роли предъявляются требования. Так, ребёнок непременно должен быть послушным, школьник или студент - хорошо учиться, рабочий - соблюдать трудовую дисциплину и т. д. Социальный статус и социальная роль обязывают действовать так, а не иначе. Система требований по-другому называется ожиданиями.

Ролевые ожидания выступают промежуточным звеном между статусом и ролью. Ролевым считается только такое поведение, которое соответствует статусу. Если преподаватель вместо того, чтобы читать лекцию по высшей математике, начнёт петь под гитару, то студенты будут удивлены, ведь они ждут от доцента или профессора других поведенческих реакций.

Ролевые ожидания состоят из действий и качеств. Заботясь о ребёнке, играя с ним, укладывая малыша спать, мама выполняет действия, а успешному выполнению действий способствуют доброта, отзывчивость, эмпатия, умеренная строгость.

Соответствие исполняемой роли важно не только окружающим, но и самому человеку. Подчинённый стремится заслужить уважение начальника, получает моральное удовлетворение от высокой оценки результатов своего труда. Спортсмен усиленно тренируется, чтобы установить рекорд. Писатель работает над созданием бестселлера. Социальный статус человека обязывает быть на высоте. Если ожидания индивида не соответствуют ожиданиям окружающих, то возникают внутренние и внешние конфликты.

Ролевой конфликт

Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей.

Разрешение ролевых конфликтов - дело непростое. Участникам противостояния приходится определяться с тем, какая роль важнее, но в большинстве случаев более уместными оказываются компромиссы. Подросток возвращается с вечеринки пораньше, доктор оставляет своего ребёнка с мамой, бабушкой или няней, а супруги оговаривают сроки участия в дачных работах и время путешествий всей семьёй.

Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.

Социализация

С рождения человек усваивает нормы, образцы поведения и культурные ценности, характерные для того или иного общества. Так происходит социализация, приобретается социальный статус индивида. Без социализации человек не может стать полноценной личностью. На социализацию влияют средства массовой информации, культурные традиции народа, социальные институты (семья, школа, трудовые коллективы, общественные объединения и т. д.).

Целенаправленная социализация происходит в результате обучения и воспитания, но усилия родителей и педагогов корректируются улицей, экономической и политической ситуацией в стране, телевидением, интернетом и прочими факторами.

От эффективности социализации зависит дальнейшее развитие общества. Дети вырастают и занимают статусы родителей, принимают на себя те или иные роли. Если семья и государство не уделяли достаточного внимания воспитанию подрастающего поколения, то в общественной жизни наступают деградация и застой.

Члены общества согласуют своё поведение с некими стандартами. Это могут быть предписанные нормы (законы, постановления, правила) или негласные ожидания. Любое несоответствие стандартам считается отклонением, или девиацией. Примеры девиации - наркомания, проституция, алкоголизм, педофилия и т. д. Девиация бывает индивидуальной, когда от нормы отклоняется один человек, и групповой (неформальные группы).

Социализация происходит в результате двух взаимосвязанных процессов: интернализации и социальной адаптации. Человек приспосабливается к социальным условиям, осваивает правила игры, обязательные для всех членов общества. Со временем нормы, ценности, установки, представления о том, что хорошо, а что плохо, становятся частью внутреннего мира личности.

Люди социализируются на протяжении всей жизни, и на каждом возрастном этапе приобретаются и теряются статусы, осваиваются новые роли, возникают и разрешаются конфликты. Так происходит развитие личности.